Я тоже "Апостола" смотрела ))
Вот кроме всего прочего – отличной игры актеров, Миронова в особенности, более реального изображения сторон *наши и немцы*…. Где нет уже разделения по идеологии или национальности с географией, где негодяй, предатель и садист – межнациональное явление… вот кроме всего этого есть там еще одна линия.. второстепенная наверное, но для меня значимая.. это три модели человеческих отношений, отношений к женщине, к семье. Носителями этих моделей являются Гельдрих ( или Герлинг) .. короче- одно большое «Г», Павел Истомин и Хромов.
Г: семья с чуждой ему по происхождению, по идеологии женщиной. Которая, по его словам, была только прикрытием, уехал, и забыл без сожаления. В дальнейшем использовал своих отпрысков для разведывательной деятельности, и выбросил как отработанный материал – из жизни, из памяти… *слабость* ( отсутствие агрессии, беспринципности, жестокости, вероломности) - главный недостаток в его понимании.
Хромов…. Это *идейный* товарищ….. этот "Г" конечно гад и все такое, но Хромов – вообще чудовище))) он ведь даже не оголтелый карьерист и не человек, поставленный в безвыходное положение….. это человек, целиком принявший систему, и то, что происходило с его семьей, с ним – это его не ломало, нет, он это принял и сам играл , жил по этим правилам, пользовался системой…
Истомин…прежде всего – это Учитель…и очень добрый человек, думающий, чувствующий, страдающий не только своей, но и чужой болью…Полюбивший женщину, полюбивший её ребенка как своего… вкладывавший в него свои знания, свой опыт и душу – стал уязвимым и *слабым* - из-за любви… но слабость ли это?
В одной из серий, во время разговора между Истоминым и Хромовым как раз на личные темы прозвучала та фраза, которая, как водораздел, и лежит между этими двумя людьми… Если Хромов принял систему как Закон и жил, управляемый ею и сам манипулировал людьми без жалости , используя идеологические догмы, все оправдывавшие для него, то Павел сказал ему в ответ, что выше Закона – Правда, выше Правды - Справедливость, выше Справедливости – Милосердие, а еще выше – Любовь.
Что по моей личной имхе – я бы Любовь переместила бы ну максимум выше Правды, потому что ради любви и во имя любви много совершается и разрушительного, плохого, много там сопутствующего в виде страсти, ревности, инстинктов намешано, потому ложь во спасение если еще могу понять и принять(простить) в каких-то случаях, но вот справедливость для меня не ниже в системе ценностей, а выше милосердия (доброты, сострадания, сочувствия, бескорыстной помощи) не может быть ничего…. Попрание справедливости или ценности человеческой жизни я для себя любовью оправдать не смогла бы.
Но ведь и Павел не смог, так мне кажется. Слабость ли то, что не смог выстрелить в подставного актера- *Герлинга*, хотя выполнить таким образом задание, вернуться и рассчитывать на воссоединение семьей – кто его бы осудил? одним фашистом меньше… Или его переживания из-за гибели своих спутников по засылке для диверсии на поезде, ведь они предатели по большому счету…
Но ведь за каждым из них стоит человеческая судьба и сам Павел дал им возможность выбора – помогать ему или идти своей дорогой , без манипуляций и лжи, честно рассказал, что их ожидает и каков риск.... но все равно ответственность за их гибель тяжелой ношей принял на себя… Слабость ли то, что не смог убить отца-врага, а был подавлен, потрясен его двойным предательством? Не показалось мне, что его переживания в тот момент были вызваны только тем, что документы, на которые он мог обменять семью, потеряны…
А что касается конца фильма... то мне показалось, что нет там точки, рассчитано все на продолжение сериала)
И почему-то подумалось - у "Апостола" и "Диверсантов" не один ли режиссер?))) "сговнял" финал одинаково))) ИМХО)