"Жестокость" я смотрела впервые давно, еще в прошлом году и долго была под впечатлением, но вот в выходные посмотрела второй раз и снова была *в шоке*))
Девочка Вика там, конечно, кошмарная, чудовищная просто))
С психологической точки зрения как персонаж она мне как- то и не особо интересна… Много озлобленности, не выразительное лицо, преображающееся только в минуты торжества мести… Ну разве что не могу для себя найти убедительное объяснение – почему оно такое выросло, где корни этой жестокости?...
Выросла без отца, мать загнанная, нервная *на трех работах*, в институт не поступила, разносит почту по домам, да мать пытается её протолкнуть к какому-то деду, типа – уход… так мне показалось. Переспала с мальчиком, оказалось –у него это только пересып, а так есть девочка, которую он типа любит, в отместку и компенсацию)) забрала у него дорогой фотоаппарат… И вот вся её жизнь и все развлечения – это сидеть на крыше своего дома и в объектив фотокамеры подглядывать за жильцами элитного дома напротив… много окон, много чужих жизней…
Ну и по ходу вызрел план как быстро заработать – на шантаже ) какой тут уход за кем-то, какая подработка на почте…. Когда уже даже есть куда деньжищи потратить – в планах самостоятельная жизнь, съем отдельной квартиры не за горами)))
В общем-то весь фильм так и происходит – такая славная девочка-малышка, тоненькая, худенькая, одетая по нынешней молодежной моде- неопределенной половой принадлежности (когда героиня Литвиновой спросила её: «Ты вообще девочка или мальчик?», ответ был очень характерен: «Я еще не решила»))))- и в то же время злобное и изобретательное дитя, ненавидящее всех и вся, оживляющееся только в моменты выполнения своих мстительных планов. Забавно было видеть как она, ощущая себя властелином судеб, наблюдала со своего оборудованного из всякого хлама гнезда на крыше, как *созревают* жертвы для использования их в её коварных планах))
Знаете, так вот делают ядовитые пауки, кажется.. они впрыскивают в жертву яд и ждут, когда та окочурится))
Героиня Литвиновой, Зоя: дама классического бальзаковского возраста, закончила аспирантуру, юрист в коммерческой фирме, материально независимая)
Психологический фон: однообразие, духовная пустота, страх одиночества, из раза в раз запрограммировано повторяющаяся драма – все мужчины её бросают… У неё есть любовник – женатый мужчина, встречи время от времени, планы о полноценной совместной жизни *когда вырастет его дочь*….. А еще она посещает психолога, та помогает ей избавиться от картинки в сознании – уходящий от неё мужик))
Но что-то в последнее время плохо получается…..видимо психолог плохой, ей тоже вопросы заданы были : есть ли у неё самой муж и все ли у них в порядке)))) не получилось психолога притянуть в теме *брошенок*.. у той все в порядке, как она сказала Зое : « мужчину нужно самой выбирать и воспитывать»)))
Вот её образ мне более интересен…. Ведомый и довольно слабый человек, при возникновении проблемы её поведение : уход от решения, игнор, бегство… … мне не понятно, то ли вот от одиночества все атрофировалось, то ли просто духовная незрелость у неё… но наблюдать было забавно, как легко, с пол-оборота малютке удалось её подчинить и ею манипулировать, как легко она поверила во вранье о своем любовнике(а ведь вроде любила, планы на семью с ним были даже), которым та её накормила, как быстро и без особых, не то что бы совсем без, но именно без особых, а так, минут на 5, сомнений, она перешагнула черту закона, и даже начала получать удовольствие от процесса….
Какой-то духовный перелом произошел с ней в тот момент, когда уже вдвоем угнав и разбив машину, устроив пожар загородного дома, разрушив карьеру, девочка Вика решила еще *поработать* с женой и дочуркой любовника Зои. Вот эту черту Зоя перешагнуть не смогла, из-за ребенка. Видимо, нереализованное материнское в ней еще не погребено под руинами личной жизни…. На крик Вики «Я смогу с ним сделать все, что захочу», она отвечает тоже угрозой: «Я тебя уничтожу!» И угроза… срабатывает)) Срабатывает, кстати, и увесистая оплеуха, малютка –терминатор сразу превращается в девочку-подростка))) Сразу вспомнилась *иерархия крыс* из *Империи Ангелов* Вербера, устанавливающаяся при помощи агрессии.
Всплеск материнского инстинкта подогрела еще мать Вики, встретив Зою и прямо сказав, что теперь вся ответственность за её доченьку переходит на Зою, «теперь ты отвечаешь, ты должна.» Примечательно то, как сама Зоя характеризует роль Вики в своей жизни, говорит , что у неё «не было ничего настоящего в этой жизни и Вика ей это показала»… Дальше события развиваются уже на фоне принятия Зоей образа жизни Вики и принятия её самой как чего-то нового и настоящего, что заполняет её пустоту и формальную – по событиям, *движухе*))) , и духовную – острые впечатления, переживания некой гаммы чувств, доселе неведомой… Она беспокоится, опекает Вику, не раздумывая бросается с арматуриной и криками «убью, сука!» на обидчиков своей девочки…и уже сама предлагает совершить кражу крупной суммы денег, чтобы мечты Вики наконец осуществились: мешок денег, Монте Карло, дорогие шмотки и рестораны)
И во время самой кражи, сознавая, видимо, ЧТО она делает – начинает как мантру твердить: «мне эти деньги не нужны, не нужны, не нужны, это ради тебя, чтобы ты была счастлива, у меня никого больше нет, кроме тебя»……. Вот это её и погубило))), Вика меняется в лице, говорит свои финальные слова: «мне не нужна мамочка, я хочу жить только для себя» - и уходит с деньгами, закрывая Зою на месте преступления……………….предательство…. гамму чувств на лице героини Литвиновой нужно видеть…..
Ну и финальные кадры – Вика, огламуреная до неузнаваемости- променадом по центру Москвы и Зоя в робе -променадом по зоне…. Каждому - своё….
Мне тут вспоминается другой фильм, называется «Мусорщик», с Гуськовым и Судзиловской… там героиня тоже очень стремилась в Монте Карло, даже ценой предательства… и как поскриптум в конце фильма – что через какое-то время труп этой русской девушки обнаружили в одном из злачных мест этого прекрасного города…
Кстати, читала, что у Литвиновой спросили, что же сделает её героиня, выйдя из тюрьмы?? Рената ответила : «Найдет Вику»……